Малаховская Елена Владимировна

Программа кружка «Фантазеры»

Эта программа по нетрадиционной техникерисования была составлена для детей дошкольного возраста, в соответствии ФГОС.Кружок "Фантазеры" проводится один раз в неделю.

Целькружка:развивать  у детей творческиеспособности, средствами нетрадиционного рисования.

Методическиерекомендации

Организуя занятия по нетрадиционномурисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями инавыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, ихжелания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняютсяэлементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Пояснительнаязаписка

 Художественная деятельность являетсянеотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствованиеличности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей,умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисованиеявляется одним из важнейших средств познания мира и развития знанийэстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним издревнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужнотолько помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать своеместо и назначение в этом прекрасном мире.

 Основной целью современной системыдополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка.Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих передобразовательной областью «Художественное творчество», составляющая частькоторого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагаетмногообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных,традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционныетехники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.Становление художественного образа у дошкольников происходит на основепрактического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радугакрасок» направлены  на реализациюбазисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычнымиматериалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемыеположительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множествоположительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошознакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своейнепредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковываетребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно длясебя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 Педагог должен пробудить в каждом ребенке верув его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, чтоон пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность:  В настоящее время возникает необходимость вновых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решатьсовременные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умениевидеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культурычувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческойактивности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи,дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Детизнакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученныхзнаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациямиразных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

 Рисование нетрадиционными способами,увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.Таким образом,развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения вразличных ситуациях.

Задачи

 Познакомить с различными способами и приемаминетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительныхматериалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисункеразные материалы с целью получения выразительного образа.

 Развивать эстетические чувства формы, цвет,ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

Прививать интерес и любовь кизобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средствувыражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного

Отслеживать динамику развития творческихспособностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

 Формировать у детей творческие способностипосредством использования нетрадиционных техник рисования.

 Воспитывать умение доводить начатое дело доконца, работать в коллективе, индивидуально.

Материалдля работы:акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновыепечатки; коктельные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатыесалфетки, бумажные; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; цветнаябумага, ножницы; вата; крупа; нитки.

Видыи техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенностидошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, длянетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники иприемы.

Младший дошкольный возраст: использоватьтехнику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттискпечатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Средний дошкольный возраст: тычокжесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки +акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисованиеватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Старший дошкольный возраст:  более трудные методы и техники: рисованиесолью, крупой; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксографияс трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; ниткографияпо – сырому; набрызг; тычок жесткой кистью; по – оттиску; ладошками; зубнойщеткой, ватными палочками.

Методыпроведения занятия:

- словесные (беседа, художественноеслово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы дают возможностьпочувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полнотувосприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение ксамому процессу рисования; способствуют более эффективному развитиювоображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Принципы:

От простого к сложному, где предусмотренпереход от простых занятий к сложным.

Принцип развивающего обучениязаключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной,развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческихзаданий, не имеющих однозначного решения.

Принцип наглядности выражается в том,что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая,поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечиваетвовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Изображение должно опираться навпечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Принцип доступности материала.

Программарассчитана на кружковую работу: количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В годпроводится 36занятий. Длительность занятия в - 20 – 25 мин

Формазанятий -тематическая деятельность и в форме кружковой работы

 Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательнойпрограммы:

- Проведение выставок детских работ.Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

- Проведение мастер-класса средипедагогов

Ожидаемыйрезультат

Посредством данной программы педагогполучит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения исамооценки.

- расширение и обогащениехудожественного опыта.

- активность и самостоятельность детей визодеятельности.

- умение передавать в работах своичувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, которыйизображают, и использовать для самовыражения  любые доступные средства.

Октябрь: 

1.    Знакомствос техникой.       

Расширять представления о нетрадиционномизобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудеснымсвойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

2.    «Путешествиепо радуге». (пальчиками)        

 Учить детей рисовать пальчиками и приемпримакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбиратьсоответствующий цвет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3.     «Дары осени». (мятая бумага)    

Познакомить с техникой печатаниялистьями. Развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умениеделать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию. Совершенствоватьумение работать аккуратно.

4.    «Осеннийпейзаж». (по сырому + манка)       

Познакомить с техникой – по сырому.Воспитать у ребенка художественный вкус. Учить отражать особенностиизображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительныетехники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать вразных техниках.

Ноябрь:   

1.    «Осеннийнатюрморт в вазе». (печатание листьями + набрызг)

Познакомить с техникой печатаниялистьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учитьсмешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать чувствокомпозиции.

2.     «Веточка рябины». (пальчиками)         

Учить детей рисовать точки плотноприжатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна, развивать мелкуюмоторику рук. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствоватьумение работать аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

3.     «Сказочные животные в осеннем лесу». (Тычокжесткой полусухой кистью + соль + аппликация)       

Познакомить с техникой рисования тычком,полусухой жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя техникутычка.  Закрепить умение украшатьрисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работатьиндивидуально

4.    «Портретмоей мамы». (ватные палочки + разноцветная соль)

Совершенствовать умение детей рисоватьватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детейвоображение, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за свою маму.

Выставка детских работ ко дню матери

Декабрь:  

1.    «Снежинки».(кляксография обычная + накладывать два цвета друг на друга)  

Познакомить детей с техникой –кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой. Уметьнаносить веет на цвет, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение.Воспитать у ребенка художественный вкус.

2.     «Зимний лес». (набрызг + ватные палочки +зубная паста)     

Продолжать закрепить умение рисоватьпальчиками. Развивать чувство композиции, художественный вкус. Познакомитьдетей с техникой – набрызг. Воспитывать аккуратность при работе с мыльнымипузырями.

3.    «Здравствуйдедушка Мороз»! (жесткой полусухой кистью + вата) 

Учить детей рисовать яблоки на ветке,закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка;расширять знания о фруктах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интереск природе, внимание к её сезонным изменениям.

4.    «Новогодняяночь» (техника граттаж)  

Познакомить с новой техникой рисования«граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания освойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая врисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать врисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создаватькомпозицию. Развивать образное восприятие, творчество.

Выставка работ «Скоро, скоро Новый год!

Январь:   

1.    «Снегирина ветке». (тычок полусухой жёсткой кистью + крупа)

Развивать воображение, творчество, учитьпередавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка. Развиватьвоображение, чувство ритма, цветовосприятие. Формировать у детей обобщенноепредставление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширятьзнания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

2.    «Невиданныйзверь». (кляксография + восковые мелки) 

Развивать у детей чувство цвета, умениевыполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развиватьэстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии.Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание».Развивать воображение

3.    «Цветыв горшочке». (ниткография)

Познакомить детей с техникой рисованияпри помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие отвосприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.

Февраль: 

1.    «Семёновскиематрёшки». (пальчиками + мятая бумага)

Упражнять в рисунке несложной композициина фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

2.     «Портрет солдат». (восковые мелки + акварель)

Закрепить умение детей рисовать втехнике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать,придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белымвосковым мелком). Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

3.    «Военныекорабли». (по-мокрому + отпечатывание поролоном, + рисование ватными палочками)  

Учить детей рисовать при помощи оттискапоролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагатьизображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционныеумения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитыватьгордость за свою страну, патриотизм. 

Выставка работ ко Дню Защитника

Март:       

1.    «Мимоза». (тычком + набрызг + аппликация)       

Закрепить умение рисовать при помощитычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическоеотношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание илюбовь к близким, желание делать подарки.

Выставка ко Дню 8 Марта.

2.     «Ранняя весна». (по – мокрому)  

Учить детей делать тычки жесткойполусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Создатьусловия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческоевоображение.

3.    «Подводноецарство». (граттаж + восковые мелки)

Познакомить с новой техникой рисования«граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания освойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая врисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать врисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создаватькомпозицию. Развивать образное восприятие, творчество.

4.     «Волшебные узоры». (ниткограффия) 

Продолжать развивать навыки рисованияпри помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызватьэмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитыватьуважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезнымипродуктами питания.

Апрель:    

1.    «Закатсолнца в пустыне». (акварель + цветная соль)      

Научить новому приему оформленияизображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемностиизображения. Учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельнодорисовывать полученное изображение для получения заката солнца.

2.    «Космос».(граттаж + набрызг + восковые мелки) 

Развивать художественное творчество,эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколькоматериалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение кобразу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листебумаги.      

Выставка работ ко Дню Космонавтики

3.    «Сказочнаяполяна». (монотипия предметная)       

Учить изображать распускающие деревья,цветы. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передаватьее красоту.

4.     «Сакура». (по - мокрому+ набрызг+ватныепалочки+пластиковая бутылка)    

Продолжать учить изображать цветущиедеревья, строение дерева. Учить наносить рисунок с помощью пластиковой бутылки.Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать еекрасоту.

Май:

1.    «Праздничныйсалют». (восковые мелки+ гуашь+набрызг+граттаж)

Продолжить знакомство с техникойграттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы;создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют.Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умениесочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку).Воспитывать чувство гордости за свою страну.   

2.    «Воти лето пришло». (роспись на камушках)        

Совершенствовать умение делать отпечаткиладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумыватьрасположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Выставка всех работ.

Диагностическая карта по методике «Диагностикаизобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№п/п

 

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла        

 

Проявление самостоятельности

 

Отношение к рисованию        

 

Речь в процессе рисования

 

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

 

 

8 сентября 2017 в 14:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.