Малаховская Елена Владимировна

«Я здоровье сберегу: сам себе я помогу!»

 «Здоровое тело –продукт здорового рассудка».      

                                                               Б. Шоу

 

Забота о здоровьеребенка – это гарантия здорового образа жизни, которого он будет придерживатьсядаже тогда, когда станет взрослым.

Здоровые дети заслуга впервую очередь родителей. Питание детей в любом возрасте должно быть как можноболее разнообразным. Не надо забывать о должном количестве белка, содержащегосяв мясе, рыбе. Особое внимание уделять овощам, фруктам и сокам, особенно вхолодное время года.

Очень важная частьздорового образа жизни - занятия спортом. Слово «спорт» произошло отфранцузского, что значит «отвлекать от работы». Перекочевав в английский язык,слово приобрело немного другой оттенок – «развлекать, забавляться». Спорт – этосила, здоровье, дисциплина и, наконец, досуг.

Большую роль играет также и активный образ жизни. Просто прекрасно, если ребенок от природы подвижный,не ругайте его за неусидчивость. Переведите это свойство характера вположительное русло, запишите ребенка на танцы или в спортивную секцию. Однакогораздо чаще современные дети страдают от недостатка физической активности.Последствия такого поведения настигнут ребенка уже во взрослой жизни: избыточныйвес, артериальная гипертония, атеросклероз. Список можно продолжать довольнодолго, а истоки его лежат именно в детстве.

В физическом развитии ипрофилактике болезней огромное значение имеет рациональное питание детей.

Правильно построенноепитание повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость кнеблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.Основными продуктами питания являются белки, жиры и углеводы.      

Белки являютсястроительным материалом для новых клеток, в том числе и для эритроцитов крови.Продукты - поставщики белка: мясо,рыба, сыр, творог, хлеб, бобовые (фасоль,горох), орехи.  

Жиры входят в составпротоплазмы клеток, защищают организм от переохлаждения. Продукты – поставщикижиров: масло сливочное, масло растительное, злаки (подсолнух, кунжут, соя).

Углеводы стоят первымив ряду продуктов, обеспечивающих организм энергией. Продукты – поставщикиуглеводов: мед, фрукты, семена, продукты, содержащие сахар, злаки, хлеб. Длянормальной жизнедеятельности организма необходимы также витамины. Нормальноефункционирование организма невозможно без воды и минеральных веществ.

Вода в организменаходится в виде солевых растворов.

Минеральные веществавходят в состав всех живых тканей.

Специалисты в областидетского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возникающих увзрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должнавестись не с подросткового или юношеского периодов, а с раннего детства.

         Итальянский писатель Сардоникус меткоподметил: « Жизнь дается всем, а умение жить немногим», ведь не все понимают,что для человека здоровье – наибольшее благо.

       От чего же в первую очередь зависитсостояние здоровья человека? От нашего образа жизни зависит и наше здоровье, икачество жизни. Всем известна фраза: «Здоровье как погода: пока хорошее – незамечаешь». Римский философ Сенека еще много веков назад сказал: «Мы неполучаем жизнь короткой, но мы делаем ее таковой».

         Самые распространенные «убийцы» нашегоздоровья:

1.Нарушение режима сна(английский философ  Ф. Бэкон сказал:«Бессонные ночи сокращают дни»).

2.Стрессы иничегонеделание (для организма разрушительны психическое напряжение, срывы,чувство опасности и бесцельное существование).

3. Курение («курящиевыкуривают себя из жизни»).

4. Алкоголь и наркотики(«в наркотическом угаре тоска ищет облегчения, малодушие – храбрости,нерешительность – уверенности, печаль – радости, и находят лишь погибель»).

5. Переедание инерациональное питание («здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка» и«если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы»).

6. Малоподвижный образжизни («если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь»).

7. Отсутствие знаний освоем здоровье и о том, как его сохранить («Стыдно признаться, но ведь из всехживых существ один лишь человек не знает, что для него полезно» - ПлинийСтарший, римский писатель).

         Утренняя зарядка доступна людям любоговозраста и пола, она помогает создать после сна бодрое, работоспособноесостояние. В народе издавна говорили: «Как утро начнешь – так и деньпроведешь». А вот еще русские пословицы об утре: «Ранняя птичка носокпрочищает, а поздняя глаза продирает», «Спать долго – жить с долгом», «Как сутра так и до вечера».

         Утренняя гимнастика проводится ииндивидуально, и в группе. Индивидуально, как правило, в домашней обстановке.Групповые занятия гимнастикой проводятся в школах, учебных заведениях.                                                                                               Вшколе с детьми проводят физкультминутки:    1.Каждому правой рукой взяться за левую руку своего соседа, сидящего заследующим столом, чтоб получилась цепочка. Сидящему за правым столом потянутьна себя цепочку.

2.Возьмите правой рукойнос, а левой рукой правое ухо. Затем возьмите левой рукой нос, а правой рукой –левое ухо. С каждым разом делается это все быстрее и быстрее.

И еще однафизкультминутка:

     1. Сидя, поднять правую руку вверх идотянуться до правой руки (тоже поднятой вверх) соседа, сидящего рядом(повторить несколько раз);                                                                               

      2. Вставая с места, поднять руки надголовой и ударить в ладоши (каждый раз делать быстрее и быстрее);                                                  

     3. Указательным пальцем правой рукидотронуться до носа и сказать «НОС». Еще раз, еще. Но если скажут «ЛОБ»,немедленно нужно дотронуться до лба и т. д.: нос-нос-нос, нос-ухо-глаза-рот.

         С зарядки должен начинаться день увсех, какое бы ни было время года, какая бы ни была погода, и какой бы ни былдень – воскресный, праздничный или каникулы – зарядку надо делать всегда.Удивительное слово «зарядка»: оно для всех нас открывает прекрасную планетуфизкультуры и спорта – ФиС. Давайте побываем на этой планете и узнаем некоторыесекреты и загадки спортивной площадки.

Есть, ребята, уменя                Еду-еду – следу нету

Два серебряныхконя               Режу-режу – кровинету.

Езжу сразу на обоих!                                 (лодка)

Что за кони у меня?(коньки)

Один человек на двухлошадях разом едет (лыжник).

         Зарядку надо делать, чтобы быть всегдаловким, гибким, здоровым, бодрым и закаленным! Слово «закалка» пришло к нам изтехники: сталь специально закаляют, чтобы она была крепкой. Но можно закаливатьи свое тело, так что оно будет крепким, как сталь. А для этого как раз и нужназарядка, сначала легкая, а потом посложнее – с мячом, скакалкой, гимнастическойпалкой, с гантелями. И еще надо постепенно приучать себя к холоду. Осенью изимой не кутаться. Согреваться не одеждой, а движениями, быстрой ходьбой. И еще– не бояться воды: обливаться сначала теплой, постепенно делая ее все холоднейи холодней.

           В древности был философ Диоген.Однажды зимой его ученики увидели как он обливается с удовольствием холоднойводой. «Неужели тебе не холодно?» - спросили они. «А разве ваш лоб мерзнеткогда- либо?» - в свою очередь спросил философ. «Нет» - ответили ученики изадумались.

         Закалка нужна каждому человеку. Но тольконадо помнить о том, что закалка и сила даются человеку не для плохих дел. «Вздоровом теле – здоровый дух», «Здоровье – бесценный дар природы», «Бытьздоровым – значит быть свободным».                                                                                                   

         Идеалом греков было иметь здоровый духв здоровом теле. Поэтому они не восторгались тем человеком, который был толькоатлетом, как и таким, кто, наоборот, преуспел во всем, но спортом не занимался.Однако у них были и профессиональные спортсмены, особенно в таких видах спорта,как бокс и борьба. В Греции было много спортивных праздников, но самые древниеи самые важные – Олимпийские игры. Состязаться могли только молодые мужчинычисто греческого происхождения, которые проходили десятимесячную подготовку.Первоначально Игры состояли из соревнований по бегу и прыжкам. Позже добавилисьборьба, бокс, метание диска и копья, состязания колесниц.

           В старые времена на Руси существовалооколо трех тысяч игр. Большинство этих игр игралось на свежем воздухе. Ониочень разнообразны, требуют много движения, находчивости и смекалки. Правилаэтих игр складывались и проверялись многими тысячелетиями, даже веками, в ихсоздании принимали участие многие поколения ребят, живших на земле.

         Самые увлекательные игры – чехарда,лапта, догонялки, классики, салки.

           Выставляется надпись: БЛТГАПОИРСЕ.Нужно выполнить следующее задание: из предъявленных букв за 2 минуты кто большесоставит слов на спортивную тему (гол, лапта, тир, бег, спорт). Награждаютсячитатели, составившие больше всего слов, и читатели, составившие самые длинныеслова. Самым легким, конечно, оказалось составить слово «бег». Ведь бег для нассамое привычное дело. Но бег – еще и вид спорта и очень серьезный, потому чтозаниматься им, а уж тем более устанавливать рекорды в беге трудное и тяжелоедело.

         Занимаясь физической культурой, детиобретут главное в жизни – крепкое здоровье и высокую работоспособность, что ипозволит им хорошо учиться и добиться успехов в любимом деле.

           Хороший пример борца с собственнойслабостью и ленью показал великий полководец Александр Васильевич Суворов.Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашкенавстречу осеннему ветру и дождю. Везде и всюду он спал на покрытой простынейохапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. Вставал в 4 часа утра, причемслуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. Одевался он оченьбыстро, неизменно соблюдая величайшую опрятность. Шубу, перчатки, сюртук онникогда не носил; всегда на нем был мундир, иногда плащ. «Кто победил себя, тотстал непобедимым», - это известное изречение Александра Суворова.

           Жизнь великого полководцаА.В.Суворова восхищала юного Александра Сергеевича Пушкина. Он с детства любилфизические упражнения, ведь в них можно было проявить свою силу, ловкость,находчивость. Увлекался гимнастикой, боксом, плаванием, играл в шахматы.Проснувшись утром, Пушкин обычно принимал холодную ванну. А когда жил вдеревне, то купался в водоемах до глубокой осени. Пушкин всегда ценил здоровыйобраз жизни. Из Болдино он писал друзьям: «Дай бог вам всем здоровья, друзья.Покамест желать лучшего нечего. Здесь крестьяне величают господ титлом Вашездоровье; титло завидное, без коего все прочие ничего не значат».

         А Лев Николаевич Толстой говорил:«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».Увлечение и занятие спортом позволили писателю до самой смерти необычайно многои плодотворно работать на благо народа, прожить долгую жизнь. Лев Николаевичстрастно любил ходьбу, любил конькобежный спорт, охоту, верховую езду,велосипедный спорт. Известно увлечение писателя и гимнастикой, игрой в шахматы.Он поощрял плавание, бегание, всякие игры, лапту, городки. Горячая любовьТолстого к спорту, умение вести здоровый образ жизни являются хорошим примеромдля современных юношей и девушек, которые дни и ночи проводят за компьютерами,вместо того, чтобы заняться спортом.

         Многие известные личности, выполняябольшую писательскую или общественную работу, находили время для занятияспортом. Например, Максим Горький любил греблю, плавание, игру в городки, зимойохотно ходил на лыжах, катался на коньках.

         Антон Павлович Чехов высоко ценил рольфизического развития, был одним из основателей Московского гимнастическогообщества.

         Важно уделять большое вниманиепроведению массовых мероприятий по здоровому образу жизни.                     

Проводят уроки здоровья«Спорт – эликсир здоровья», «Азбука здоровья», «Великая сила спорта»; часыздоровья «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», «Сто вопросов самому себе».

Здоровье – этосостояние полного физического, духовного и социального благополучия.   Физическое благополучие – это когда всеорганы человеческого тела в порядке. Духовное благополучие предполагает преобладание у человека хорошегонастроения.  Социальное благополучие предполагаетустойчивое положение человека в обществе.

У индийского народаесть замечательное изречение: «В молодости человек тратит здоровье, чтобыполучить знания и заработать деньги, а в старости тратит деньги, чтобы выкупитьздоровье, но никому пока это не удавалось». Поэтому берегите здоровье смолоду!

«Пусть же будет Днемздоровья

Каждый день!»

 

Список использованнойлитературы.

1. «Путь к спасению»:Методико – библиографический бюллетень .Вып. 3 – Краснодар, 2012. - с.8

2. « Физическаякультура»: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебныхзаведений / Н.В.Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. 7-еизд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.

3. « Чудо – книга»:Универсальная энциклопедия для детей. В 3-х т. т.3 – М.: 1997. - 505 с.

4. Турова И. «Учим бытьздоровыми». // Библиотека.- 2011 год. - № 9.- с.35

5. «Спорт в жизнивеликих» // «Читаем, учимся, играем».- 2012 год - № 9.- с. 86

6. «Береги себя смолоду» // «Читаем, учимся, играем».- 2012 год - № 9.- с. 92

 

Приложение

                                                         

Викторина о Здоровомобразе жизни

 

1. Кто сказал такиеслова: «Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если приступает меруприроды»? Этого человека называют отцом медицины. (Гиппократ).

2. Какое имя было уримского бога медицины, которое в настоящее время стало нарицательным?(Эскулап).

3. Как называетсясистема мер по предупреждению заболеваний? (Профилактика).

4. А для какого органачеловеческого организма вредна злость? Даю подсказку: этот орган являетсясанитарным кордоном организма, который дает строительные материалы и топливоздоровому организму. (Печень).

5. Какой витаминпроизводит наша кожа под воздействием квантов света? (Витамин Д).

6. При каком способеприготовления пищи не образуется канцерогенов? (На пару).

7. «Самые вредные – этоте,

Что так просятся в рот.Яркие как конфетки, но случаи отравления ими не так уж редки».       Что это такое? (Таблетки).

8. Какое лекарство былосоздано в 1897 г. для борьбы с простудными заболеваниями. За 100 лет было использовано314 млрд таблеток? (Аспирин).

9. Джон Герберт написалтакие строчки:

« Творец, ты человекуклад вручил,

Но он, глупец,богатства те Напрасно расточил

А всего-то и было емунадо

Отказаться от такого«привычного яда».

Какой яд имеется ввиду?     (Алкоголь).

10. Как называетсяомертвевший участок сердца? (Инфаркт).

11. Какое заболевание,связанное с нерациональным питанием, самое распространенное? (Ожирение).

12. Португалец Санчес,лейб-медик при дворе императрицы Елизаветы, говорил, что во врачебной науке неттакого лекарства, которое бы по своей силе и целебности равнялось этомуудовольствию, которое оздоравливает и успокаивает. О каком культе иудовольствии идет речь? (О бане).

13. На стене Форума вЭлладе было высечено: «Если хочешь быть сильным – делай это, если хочешь бытькрасивым – делай это, если хочешь быть умным – делай это». Справедливостьтакого изречения доказана временем, и двигаться нужно больше и чаще, ведьдвижение – это жизнь! Что имели в виду древние эллины? (Бег).

14. Какой нормализующийобмен веществ витамин врачи называют первой линией обороны против болезней? Онсодержится в капусте, печени, листьях салата, моркови? (Витамин А).

15. При недостаткекакого элемента у человека развивается рахит? (Кальция).

16. «Один укол стальногожальца

Анализ крови сделанмне.

Он, правда, высосан изпальца,

Но убедителен вполне».

О какой медицинскойдеятельности написал эти веселые строчки поэт Валентин Берестов? (Одиагностике).

17.Какие продуктыспособствуют выработке гормона счастья – серотонина? (Мед и другие продуктыпчеловодства).

18.Как называетсялечение с помощью трав? (Фитотерапия, или траволечение).

19.О какой действенноймере поддержки здоровья поется в песне В.Высоцкого «Утренняя гимнастика»? (Озарядке).

 

                       Несколько загадок оспорте

 

1.Не обижен, а надут

Его по полю ведут

А ударят – нипочем

Не угнаться за… (мячом)

 

2.Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг

От ворот до ворот

Бойко бегает народ

На воротах этих

Рыбацкие сети (стадион)

 

3.Не похож я на коня

А седло есть у меня

Спицы есть, онипризнаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, нетрамвай,

Но звоню я то и знай(велосипед).

 

4. Задача эта не легка

Пишусь всегда через два«К»

И мяч, и шайбу клюшкой бей

А называюсь я… (хоккей)

 

5.Эта птица – не синица,

Не орел и не баклан

Это маленькая птица

Называется… (волан).

7 сентября 2017 в 14:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.