Малаховская Елена Владимировна

Формирование нравственных качеств у дошкольников в режимных моментах (из опыта работы).

 В сегодняшнем обществе мы видим недостатокдуховности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным,творить добро считается слабостью, а пожалеть расстроенного  стыдно, мол, он сам виноват в своих неудачах.

Взрослые, так сказать, успешные люди на первый планставят на первый план материальное обогащение любой ценой, мол, цельоправдывает средства. Но жизнь настолько сложна, многогранна и изменчива, и вней важно всегда оставаться человеком с большой буквы, иметь тот духовныйстержень, который в разных ситуациях подскажет, как правильно поступить ипоможет быть честным перед самим собой, перед внутренней инстанцией - совестью.

Причиной такой ситуации является кризис ценностей вобществе, и изменять эту ситуацию нужно с первого звена образования -дошкольного.

Задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к своимродным и близким.

2. Воспитывать у детей чувство любви кРодине, к родному краю.

3. Воспитывать стремление к доброте,правдивости, бережное отношение к природе, послушание, трудолюбие, вежливость.

4. Воспитание коллективизма, формированиеколлективных взаимоотношений детей.

5. Развивать навыки доброжелательногообщения, внимания, усердия, способность различать нравственное ибезнравственное

6.Воспитание любви и привязанности к своей семье, детскому саду, городу.                            

В дошкольном возрасте появляются предпосылки крефлексивному мышлению как способности ребенка анализировать свои поступки,мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями,поступками и мотивами других детей.

Развитие рефлексивного мышления - это прежде всеговоспитание у ребенка умения чувствовать сердцем другого ребенка. Для этогонужно учить детей ставить себя на место других людей, как детей, так ивзрослых, уметь радоваться чужим успехам, сочувствовать неудачам. Длямаленького ребенка весь мир состоит из хорошего и плохого, правильного инеправильного. В повседневной жизни под влиянием эмоционального восприятияокружающей действительности, подражание поведению авторитетных старших друзейформирует его мировоззрение, его видение мира.

 

Методы и приемы работы понравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

- Целевые прогулки и экскурсии.

- Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовуюжизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.).

- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании споказом и наблюдениями детей.

- Беседа о родном городе, поселке и т.п.

- Использование иллюстраций, диафильмов, детскихпроизведений (их рассматривание и обсуждение).

- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц,поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества(росписи, скульптура, вышивка и т.п.).

- Обогащение и стимулирование детского творчества.

- Привлечение детей к посильномуобщественно-полезному труду.

- Поощрение инициативы и стремления детейсамостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться кобщественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя вобщественных местах.

- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов.

При проведении работы по нравственно-этическомувоспитанию используются:

1.Книжный уголок, располагающий кнеторопливому общению с книгой.

2. Произведения художественной литературы втеатрализованной деятельности, что способствует более глубокому воздействию вдуховном и патриотическом становлении личности ребёнка.

3. Все виды фольклора (сказки, потешки идр.), так как фольклор является богатейшим источником познавательного инравственного развития детей.

4. Проведение народных и календарныхпраздников, как средство углубления знаний художественного слова и нравственно– эмоционального восприятия.

Наша работа проходит через все виды детскойдеятельности, как в повседневной жизни, так и в НОД. Мы понимаем, что уровеньпредставлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того,какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованапредметно-развивающая среда в группе.
Выполняя коллективные работы дети познают флору, фауну родного края. Учатся егоберечь и преумножать.

Совместные игры, наблюдение, радость отвозможности быть вместе и интересно проводить время - основа гармоничныхотношений в детском сообществе. В этих отношениях младшие полагаются на помощьстарших, с большим желанием обращаются за этой помощью, хотят услышатьодобрение старших детей, ссылаются на их авторитет, приобретая таким образомлюбовь и благодарность своих старших друзей. А старшие дети, играя смаленькими, охотно принимают участие в их забавах, закрепляют полученные знанияв практической деятельности, поскольку имеют возможность обучать и помогатьменьшим.

 

Рассмотрим ряд ситуаций, которые возникают в детскомсаду в течение обычного рабочего дня и способствуют формированию у детейнравственных качеств:

1. Придя в детский сад, старший ребенок помогаетмладшему раздеться.

Моральные качества: заботливость, чуткость.

2. Во время самостоятельных дидактических игрмалышей учат играть в новые игры.

Моральное качество: взаимопомощь.

3. Возвращаясь с музыкального занятия, детей держатза ручку, чтобы детям было легче идти по лестнице.

Моральное качество: сопереживание.

4.На занятиях помогают младшим справиться с задачей.

Моральное качество: ответственность.

5.Прививают малышам любовь к труду.

Моральное качество: трудолюбие.

6.На прогулке обращают внимание младших на красотуродной природы.

Моральное качество: благородство.

7. Во время таких режимных моментов, как подготовкак обеду, показывают своим примером, как нужно мыть и вытирать ручки, садитьсяза стол, держать ложку и т.п.

Моральные качества: исполнительность, доброта,забота.

8. Во время общения и игровой деятельности детимогут справедливо оценить ситуацию, объяснив кто прав и как лучше поступить вданной ситуации.

Моральные качества: милосердие, справедливость,честность.

9. И что очень важно, и старшие дошкольники, имладшие во время совместной деятельности умеют радоваться успехам друг друга.

Моральное качество: доброжелательность.

10. Дети сотрудничают вместе и достигаютположительных результатов.

Моральные качества: благодарность, искренность,уважение.


Оптимальность и эффективность средств.

Работа по данному направлению требуетсоздания материальной базы игрового пространства в группе.

Создан региональный уголок, через негопроводится ознакомление детей по нравственно – патриотическому воспитанию. Вуголке помещается материал об истории города, его достопримечательности.

 

Библиотека - для формирования у дошкольниковинтереса и любви к художественной литературе, общение ребёнка с произведениямиискусства – книгой и иллюстрациями, с народными сказками.

Приобщение к театру детей дошкольноговозраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественныхпроизведений, в том числе и сказок.

Целью данной деятельности являетсявыразительное изображение чувств, порождённых социальной средой (жадность,трусость, добро, храбрость и т.п.), их моральная оценка.

Благодаря театрализованной деятельностиосуществляется эмоционально – чувственное «наполнение» отдельных нравственно –этических понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но исердцем, пропустив их через своё сердце, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющимипедагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическимобластям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том,использование педагогического потенциала может способствовать формированиюнравственных качеств дошкольников.

Проделанная работа не могла не отразиться науспехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественнойлитературы, театрализованных игр в нравственно – этическом воспитании детейотмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личностидошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детейсформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Проделанная работа повлияла на воспитаниедуховно развитой личности ребёнка, которая может противостоять реалиям нашейдействительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь кнравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребёнка, ориентацияна его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализациистандарта дошкольного воспитания.

 

Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогаетсоздавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем ипредупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитиюнежелательных навыков и привычек поведения.
7 сентября 2017 в 14:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.