Малаховская Елена Владимировна

Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУна сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта  (ФГОС) к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться сучетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии свозрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программныхобразовательных задач предусматривается не только в совместной деятельностивзрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также припроведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольникамии ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтомупедагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлениюпредметно-развивающей среды ДОУ.

 Понятиепредметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектовдеятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного ифизического развития»

(С.Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним изпервых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвитияличности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развиватьсвои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается вправильном моделировании такой среды, которая способствует максимальномуразвитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова,  Михайленко и другие – считают, что при этомнасыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения всоответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшегодошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активнуюкоммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельныхвоспитанников, так и всех детей группы .

Требования ФГОС к развивающей  предметно- развивающей среде:

1.   предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализациюобразовательного потенциала.

2.   доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещенийорганизации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2.свободный доступ воспитанников к играм,игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОСстроится  таким образом, чтобы датьвозможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка сучётом его склонностей, интересов, уровня активности.

 Необходимообогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную,двигательную деятельность детей.

 Предметно-развивающая среда организуется так,чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детямобъединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручнойтруд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным воборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы дляопытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензуркии прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования,составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчикови девочек,  как в труде, так и в игре.Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы срукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуютсяпредметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтикии т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружениярыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметьбольшое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек,колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровыхпроблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы,способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы,книги с крупным  шрифтом, пособие сцифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так жематериалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьныепринадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты дляигр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольниковявляются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов ипознавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированныеиздания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран,детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательнаясреда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни иразностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда являетсяосновным средством формирования личности ребенка и является источником егознаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должнаобеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья изакаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощьюпредметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующийформированию единой предметно- пространственной среды ( табл.1)

Это означает, что для всестороннего развития ребенкаорганизуются несколько предметно- развивающих « сред»: для речевого, математического,эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могутобъединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом оченьважно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действоватьребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами еговнимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действиядетей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаютсяречевым комментарием ( например: « Я залезаю под стол, я лезу на стул и т.п.)Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использоватьнесколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямойразвивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

- показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий иэкспериментирование.

 

Создавая предметно-развивающую среду необходимопомнить:

 1.Средадолжна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работатьна развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.Необходимо гибкое и вариативное использованиепространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересовребенка.

3.Форма и дизайн предметов ориентирована набезопасность и возраст детей.

4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.В каждой группе необходимо предусмотреть место длядетской экспериментальной  деятельности.

6.Организуя предметную среду в групповом помещениинеобходимо учитывать закономерности психического развития, показатели ихздоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего иречевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми,пастельными тонами.

8.При создании развивающего пространства в групповомпомещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9.Предметно-развивающая среда группы должна менятьсяв зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой,незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, средане только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметныймир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая кновообразованиям определенного возраста.

 Такимобразом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ,необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействияучастников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономикусовременной среды дошкольного учреждения и психологические особенностивозрастной группы, на которую нацелена данная среда.

7 сентября 2017 в 13:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.