Малаховская Елена Владимировна

ДОКЛАД НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА».

 

     Для детей дошкольного возраста снедостатками слуха в большинстве случаев характерно отсутствие потребности врисовании, лепке и аппликации. На становление характерных видов детскойизобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательнаянеловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики изрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приемованализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала,применение адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этихдетей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

     Рисунки детей данной категории отличаютсхематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их наплоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствиесущественных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета ( чащевсего при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают ииспользуют один, реже два цвета ).

     Техника рисования также весьма примитивна.Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш,кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения,контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. При созданиидекоративных композиций дошкольники затрудняются в воспроизведениипоследовательности элементов узора, отражении пространственно-временнойорганизации орнамента ( ритма и чередования элементов ), однако при активнойпомощи со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.

     Вместе с тем многие исследователиотмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детейрассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьмаположительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируютсяпредставления, осуществляются коррекция двигательных навыков, пространственнойорганизации и т.д. (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков,  Е.А. Екжанова, Т.П. Кудрина и др. ).

     Практика показывает, что приме6нение вдетской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техникспособствует расширению художественного опыта и является одним из эффективныхпутей художественного образа в их работах. Нетрадиционные техники изображения,сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольниковэмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развиваютвоображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качествуисполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей всовместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

     В настоящее время обучение дошкольников снарушением слуха изобразительной деятельности с применением нетрадиционныхтехник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направлениекоррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников всоздании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладениюими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками,корригирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер,способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.

     В ознакомлении детей с нарушением слуха снетрадиционными техниками изображения можно условно выделить три этапа.

     Целью первогоэтапа является развитие у детей положительного, эмоционального интересак деятельности и результатам рисования. На этом этапе педагог знакомитдошкольников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности,демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Детитолько наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительнымобразам.

      На второмэтапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнение листабумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместнойдеятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть,штамп и т.д.), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками,аппликационными заготовками, засушенными листиками и т.п.).

     На третьемэтапе дошкольники в процессе работы над созданием образов (предметных,сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как втрадиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании.

     На протяжении всех трех этапов педагогстимулирует детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять ихсенсорные характеристики (цвет, форму, величину), рассказывать о создаваемыхими образах.

     Создание на занятии игровой ситуации (спомощью разнообразных игрушек или предметов, речи от лица того или иногоперсонажа и т.п.) способствует пробуждению у детей положительного отношения кобъекту изображения, инициирует желание передать его образ, пользуясьдоступными изобразительными средствами.

     Наиболее эффективной и удобной для работыс детьми с нарушенным слухом является индивидуальная форма организации занятий.Индивидуальные занятия позволяют определить уровень художественных способностейкаждого ребенка, уточнить и дифференцировать направления коррекционно-развивающейработы по формированию технических умений и навыков, развитию интереса как кпроцессу, так и к результату изобразительной деятельности. По мере освоенияребенком приемов и способов изображения в нетрадиционной технике следуетпостепенно переходить к парной, а затем и к подгрупповой формам работы.

     Занятия по рисованию с применениемнетрадиционных техник следует планировать так, чтобы они перекликались по своимцелям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлениюс окружающим миром, музыкой, ритмикой и т.п.

     Наиболее доступными для детей дошкольноговозраста с нарушением слуха являются следующие нетрадиционные техникиизображения: рисования пальцами (или «пальцеваяживопись»), техника оттиска(выполняется с помощью разнообразных штампов), техника «коллаж» и техника «тычокжесткой кистью». К достоинствам перечисленных художественных техникотносятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использованиедоступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.

     Использование на занятиях по рисованиюнетрадиционных техник изображения как автономно, так и в комплексе страдиционными для дошкольного образования художественными техникамиспособствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с нарушеннымслухом, позволяет им познакомиться с материалами иизобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приемы испособы изображения.

     Вместе с тем применение нетрадиционныххудожественных техник в практике работы с дошкольниками, имеющимипсихофизические особенности развития, имеет ряд ограничений и рекомендаций.Так, в работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется неиспользовать изобразительные материалы, стимулирующие проявление неадекватныхдействий (разбрызгивание, размазывание и т.п.), способных перерасти вагрессивное поведение. Таким детям следует предложить более спокойную работу втрадиционной манере изображения (т.е. карандашом и кистью на листах среднегоразмера, например А3-А4) или в нетрадиционной тезнике, способствующейформированию умений и навыков структурирования собственной деятельности(например, техники «коллаж» и «тычок жесткой кистью»). С детьми со сниженнымиактивностью и внимании ем более полезны техники, требующие свободных движений ипредлагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листабумаги, желательно большого размера (например, «пальцевая живопись»).

     Рассмотрим более подробно нетрадиционныехудожественные техники изображения, предлагаемые для работы с детьмидошкольного возраста с нарушением слуха.

     Техника «пальцевая живопись»представляет собой рисование красками при помощи пальцев (одного илинескольких) или всей ладони. В процессе рисования необходимо соблюдатьследующее условие: на каждый палец наносится краска одного цвета. Благодаряэтому изображение получается ярким, чистым. Для работы в данной техникенеобходимо приобрести специальные краски, так как возможны случаи проявления удетей аллергической реакции. Для работы с детьми младшего дошкольного возрастатехнику «пальцевая живопись» хорошо использовать для рисования на темы «Огоньки зажглись», «Украсим елочкуразноцветными фонариками», «Дождик, дождик, кап-кап-кап», «Травка выросла» ит.п. В работе со старшими дошкольниками можно рисовать предметы и тематическиекартины. Примерная тематика: «Украсим платье для куклы», «Узор для полотенца»,«Грузовик», «Чудо-птица», «Гусеница» и т.д.

     Техника оттискаштампами (фабричного или самодельного изготовления) и различными по фактурематериалами (пенопласт, винные пробки, сухие листья и т.п.) предполагаетдовольно простую цепочку последовательных действий: надо взять штамп (илипробку, ластик, лист), обмакнуть его оборотную сторону (подошву) в краску илинанести на нее краску с помощью широкой кисти, наметить на листе место дляотпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать. Этатехника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным расположениемобъектов (беспредметное рисование) к сюжетам с более локализированной(упорядоченной в соответствии с заданием) композицией. Использование даннойтехники детьми с нарушением слуха наиболее предпочтительно при декоративномрисовании, т.к. повторение одного и того же действия формирует его ритмичность,что способствует совершенствованию технических навыков и усиливаеткинестетический контроль качества движений. В то же время дети осваиваютпростую организацию декоративной композиции (в виде линейного орнамента), воснове которой лежит ритмичное повторение элемента узора. Для работы с детьмимладшего дошкольного возраста технику оттиска хорошо использовать для рисованияна темы «Подарки осени», «Гирляндашаров», «Ваза с фруктами» и т.п. В работе со старшими дошкольникамирекомендуется следующая примерная тематика: «Украсьполотенце», «Букет цветов», «Осенью в парке» и т.д.

     Техника«коллаж» в изобразительном искусстве известна давно. Эта техника состоит внаклеивании различных элементов из плоских (фрагменты фотографий, слайдов,обоев, цветной бумаги) или объемных (куски проволоки, дерева, металла)материалов. Рассматриваемая художественная техника предлагается для работы сдетьми дошкольного возраста в нескольких вариантах: во-первых, воригинальном варианте (изложенном выше); во-вторых, как синтез рисунка саппликацией (сначала на фоновую основу наклеивается заготовка из бумаги, затемкарандашом или кистью дорисовываются детали); в-третьих, как сочетаниетехники «пальцевая живопись» и аппликации. Для работы с детьми младшегодошкольного возраста технику «коллаж» хорошо использовать для рисования на темы«После дождя», «Петушок – Золотойгребешок», «Ежик», «Солнышко» и т.п. В работе со старшими дошкольникамиможно рисовать разнообразные пейзажи, натюрморты, тематические картины.Примерная тематика: «Рыбки в аквариуме»,«Летом на прогулке», «Чудесные птицы» и т.д.

     Техника «тычок жесткой кистью»требует от ребенка с нарушенным слухом определенного уровня развитиятехнических умений и навыков. Рассматриваемый способ изображения во многомсходен с техникой рисования кистью, но имеет некоторые отличия в удержанииинструмента и в нанесении им точек, мазков, пятен. Так, при традиционномрисовании кистью инструмент удерживается тремя пальцами (между большим иуказательным, с опорой на средний) с небольшим наклоном по отношению кповерхности листа; линии и мазки наносятся строго по ходу движения руки. Втехнике «тычок жесткой кистью» кисть рекомендуется держать строгоперпендикулярно поверхности листа бумаги, причем удерживать ее следует междубольшим пальцем и двумя сомкнутыми (указательным и средним) пальцами. Дляработы с детьми младшего дошкольного возраста технику «тычок жесткой кистью»хорошо использовать для рисования на темы «Спрячьмышек от кошки», «Проведи зверей по домикам», «Нитки размотались» и т.п. Вработе со старшими дошкольниками предлагается следующая примерная тематика: «Веточка мимозы в вазе», «Зима пришла, многоснега принесла», «Пушистая белочка» и т.д.

     Для привлечения детей к рисованию внетрадиционной художественной технике в свободное от занятий время желательносоздать в группах развивающую пространственную среду, способствующую активизацииразличных творческих проявлений детей с нарушенным слухом и оснащеннуюразнообразными пособиями и материалами. В группе дошкольного учреждения такойразвивающей пространственной средой являются уголки (центры) изобразительнойдеятельности, играющие огромную роль в коррекционно-образовательной работе сдетьми.

     В уголке изобразительной деятельностирекомендуется иметь разнообразные атрибуты, материалы и средства изображения:специальные краски для рисования пальцами, краски (гуашь, акварель), различныепо толщине и мягкости карандаши и кисти, листы бумаги и картона разного размераи конфигурации, мольберт (форматом не менее 24х36см), цветную двустороннююбумагу, пластиковые тарелочки, посуду для воды, ножницы, бросовый (кусочкипоролона, пенопласта, лоскуты различных по фактуре тканей, кожи и т.п.) ирастительный (засушенные листья, мох, веточки и т.п.) материал, кусочки мыла,свечи, пластилин, перья, тычки из поролона, халат или передник и т.д.

     Дополнительно к вышеперечисленномунеобходимо подготовить доступные для восприятия детьми альбомы, иллюстрации,рисунки, выполненные в различной технике; технологические карты с описаниемпоследовательности изобразительных действий; кассеты и диски с разными поритмическому исполнению музыкальными произведениями; литературные произведения(малые фольклорные формы, короткие стихотворения, песенки).        

     Нетрадиционные техники изображенияраскрывают перед нашими воспитанниками большие возможности для выраженияразнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылокизобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементовтворчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения иобщения.

 

Литература

     ГаврилушкинаО.П. Пространственно-временная организация деятельности как один изспособов коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников /Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников// Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Педагогика, 1989. – С. 137-166.

     ЕкжановаЕ.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников сразным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.

     ЗахароваЮ.В. К технологии формирования изобразительной и конструктивнойдеятельности у детей с особенностями психофизического развития /Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов / А.Н.Коноплева, Е.А. Калинина, В.П. Пархоменко и др.; научн. Ред. А.Н. Коноплева. –Минск: НИО, 2004. – С. 122-134.

 

 

 

 

 

7 сентября 2017 в 11:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.